На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

   
» Вступление - 2 - 3 - 4
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

А.А.Русакова. Эпистолярное наследие Нестерова

И, наконец, завершающие страницы писем, повествующие о первом годе Великой Отечественной войны, годе, ставшем последним в жизни Нестерова. В этих письмах - настоящий патриотизм, глубокая вера в победу над врагом, большое мужество стойкого духом, старого и мудрого человека, до последних дней своей жизни остающегося прежде всего художником-творцом. Говоря об изменении содержания и духа писем Нестерова в последние десятилетия его жизни, нельзя не остановиться и на изменении их стиля, их литературного языка. Ранние письма, при всей их выразительности, напоминают просто живую и непосредственную беседу, с присущими всякому разговору отступлениями, повторами, неточностями выражений, да и попросту с тем, что можно было бы назвать «словесным шлаком». Письма 1906-1917 годов, имеющие в большинстве своем чисто информационный характер, написаны подчас довольно небрежно. Исключение составляют очень продуманные и по содержанию, и по форме письма о Толстом. Послереволюционные письма несут в себе новые качества. Это - настоящая литература. Отточенность определений, лаконизм и четкость языка, композиционная цельность многих писем, их поэтичность, сдержанная эмоциональность ставят их в один ряд с собственно литературными произведениями Нестерова, в большинстве своем вошедшими в книгу «Давние дни». И несомненно, что новые качества писем - результат углубленной работы Нестерова над созданием своих очерков-воспоминаний, над их литературной формой.

Письма Нестерова начали публиковаться в отрывках еще при жизни художника - С.Н.Дурылин в своем очерке «Михаил Васильевич Нестеров». (М. - Л., 1942) поместил выдержки из ряда писем, адресованных ему самому и А.А.Турыгину. Очень широко использовано эпистолярное наследие Нестерова в книгах Дурылина «Нестеров-портретист» (М. - Л., 1949) и «Нестеров в жизни и творчестве» (серия «Жизнь замечательных людей», М., 1965), а также в монографии А.И.Михайлова «М.В.Нестеров» (М., 1958). В последние годы появились и две небольших публикации писем Нестерова к П.Д.Корину («Художник», 1959, № 6) и к родным («Советский архив», 1962, №1). В настоящее издание вошло 663 письма (частично - в выдержках) из общего, доходящего до 2000, числа известных нам писем Нестерова. Отбирая материал для данной книги, составитель руководствовался, с одной стороны, темой публикации - письма об искусстве, с другой - решительно выраженным желанием самого Нестерова издавать только самое важное, самое существенное из его эпистолярного наследия. Начиная с 1923 года, когда впервые возник вопрос о возможности публикации писем к Турыгину, Нестеров неоднократно повторял своему другу (подготовлявшему к печати и комментировавшему письма), что необходим строжайший отбор материала: «То, что ты не дал согласие на полное (без изъятия мест неподобающих) издание писем - ты прав...» - пишет он 23 мая 1923 года. И в другом письме (25 марта 1924 г.): «...перечитал присланные письма. Интересно, но много ненужного, фривольного. Одно оправдание: когда писалось, не думалось, что Турыгин все копит...».
В своих «Примечаниях» к письмам Нестерова (ГРМ, секция рукописей, ф. 136, ед. хр. 40) Турыгин подтверждает желание Нестерова: «Нестеров несколько раз просил о пересмотре его писем. Это было необходимо, - в дружеской переписке за много лет набралось много вздору, много никому не интересного, наконец, такого, что выносить не должно; поэтому некоторые письма я уничтожил, а в других вычеркнул все лишнее».
Для настоящего издания отобраны письма, представлявшиеся составителю наиболее ценными для характеристики творчества, взглядов, личности Нестерова как художника. Из писем, касающихся одних и тех же фактов, выбраны те, в которых эти факты освещаются наиболее полно и ярко. Многие письма имеют купюры (отмеченные отточием в квадратных скобках), так как из них исключены части, касающиеся узкобытовых тем, а также материал, дублирующий содержание других писем. В подавляющем большинстве случаев сняты заключительные строки писем - поклоны, приветы, подпись - как не прибавляющие ничего существенного к содержанию писем и затрудняющие чтение, тем более что характер отношений автора писем и его адресатов виден и из содержания писем, и из открывающих их обращений. Все даты и обозначения мест написания унифицированы и помещены перед началом каждого письма. Уточнения (обозначения дня, времени суток и т.д.), в тех случаях, когда они имеются, включены в унифицированный текст. Даты дореволюционного периода даются по старому стилю (в письмах из заграничных путешествий указывается двойная дата), относящиеся к советскому времени - по новому стилю. Имена иностранных художников, писателей и других известных лиц даются в современном написании, за несколькими характерными для Нестерова исключениями (например, Вандик вместо Ван Дейк, Пювис де Щаванн вместо Пюви де Шаванн).

Составитель приносит сердечную благодарность лицам, предоставившим ему материалы для публикации и оказавшим ему большую помощь в работе: дочерям М.В.Нестерова - О.М.Шретер, В.М.Титовой, Н.М.Нестеровой, его внучке И.В.Шретер, Ф.С.Булгакову, П.Д.Корину, А.Д.Корину, И.А.Комиссаровой-Дурылиной, П.Е.Корнилову, Е.П.Разумовой, Н.Г. и Н.М.Ромадиным, А.Н.Савинову. Составитель искренне признателен также сотрудникам секции рукописей Государственного Русского музея, Архива Государственной Третьяковской галереи, Центрального государственного архива литературы и искусства, Центрального государственного исторического архива в Ленинграде и Архива Института русской литературы АН СССР. Особенно благодарен составитель К.В.Пигареву, взявшему на себя труд просмотреть письма и комментарии к ним еще в рукописи и сделавшему ряд ценных указаний.


Дальше »

"Искусство только тогда вправе торжествовать, когда ему удается условность или даже абстракцию подчинить высокой цели. Например, символ, абстракция вполне уживаются в прикладном народном творчестве: полотенца, расписанные красными петухами, косоворотки в цветастом орнаменте, старинные русские лубочные картины. Большой художник и в реалистическом изображении действительности полон невысказанных мыслей, символов, условностей, таких, какие заставляют думать и беззвучно плакать душой от светлой радости нахлынувших чувств."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru