Картины Нестерова. Мир Нестерова. Жизнь Нестерова. Русь Нестерова
Намного пережив других своих выдающихся современников (Исаака Левитана, Валентина Серова, Константина Коровина, Михаила Врубеля), Нестеров стал живым свидетелем
исторических переломов и неслыханных мятежей, обрушившихся на Россию в 20 веке. Хронологически Нестеров стал художником уже советской эпохи, но и духовно, и творчески он
навсегда останется поэтом Святой Руси...
Решающий прорыв в своей философии и творчестве Нестеров связывал с картиной "Христова невеста",
навеянной обликом его безвременно умершей первой жены. В ней впервые появились "нестеровская девушка" и знаменитый в будущем, ни на что другое непохожий "нестеровский пейзаж".
Палитра художника утратила характерную для передвижников темноту и коричневую подливку, стала светлой, нежной, туманной и мелодичной.
Картина "За приворотным зельем" (1888) определяет его интерес к русскому фольклору. И это уже не историческое бытописание его ранних произведений, а стремление глубоко проникнуть в душевное состояние своей героини.
Еще в процессе работы над этим произведением, когда художник жил в Сергиевом посаде, в его сознании начинает выкристаллизовываться образ святого старца, отшельника, мудреца Христова - пустынника, положивший начало классическим дореволюционным произведениям мастера (к сожалению, таким немногочисленным).
Именно "Пустынник" пробуждает в сознании образ старца Зосимы из гениального романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы".
|
|
» Картины
» Рисунки
| Картины 1 | Картины 2 | Картины 3 | Картины 4 | Картины 5 | Картины 6

Философы |

Зимой в скиту |

Осень |

Сергий Радонежский |

Весенний пейзаж, 1890-е |

Видение отроку Варфоломею, 1889, эскиз |

Ранней весной, 1905
|

Соловки, 1917
|

Голова княгини |

Портрет П.Д.Корина |

Портрет художницы Е.С.Кругликовой |

Портрет жены, Е.П.Нестеровой |

Портрет Щусева |

Девушка у пруда |

Философ |

Скульптор Вера Мухина |

Богоматерь Умиление, 1906 |

Вечер на Волге. Одиночество, 1932 |

Пруд. Около хутора Княгинино, 1906 |

Фленушка, 1920 |

Благовещение. Архангел Гавриил, 1910-1911 |

Георгий Победоносец, 1900 |

Юность Сергия. 1891
|

Святая равноапостольная княгиня Ольга, 1892 |
следующая страница »
|
"Михаил Васильевич Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь. Вот его портрет как-то не попал на палитру ни Толстого, ни Достоевского. Между тем не зная, особенно не видав и не слушав Нестерова, нельзя понять, откуда же вышла русская земля .... Он был очень скромен, неречист, почти застенчив, но все это прекрасно и гармонично, без преувеличения .... Он был непрерывно озабочен ... и "развалившись" я его не видал .... Говорят: "русские люди недеятельны", "пассивны", но вот Нестеров: в нем огня и энергии было побольше, чем в Штольце, и побольше даже, чем в Герцене ... Я его любил как брата, как друга и родственника, его нельзя было "не любить", "не почитать". Я его почитал и горжусь этим. Я думаю - он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится." (Розанов В.В.)
М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru
|