На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

"Великий уфимец". Статья Александра Филиппова о Михаиле Нестерове, окончание

   
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
Осенний пейзаж   
А вот отрывок из «Воспоминаний», в котором художник рассказывает, как он искал типаж для своего «Пустынника». Это настоящая новелла, емкая, блистательная, со своей внутренней сюжетной разработкой.
Упруго и темпераментно написан очерк о художнике В.И.Сурикове. Живой картиной предстают перед читателем важнейшие моменты из жизни сибирского исполина кисти. Это и смерть жены Сурикова, его отчаяние, неистовые посещения кладбища, и, наконец, развернутое описание первой встречи Нестерова с картиной Сурикова «Покорение Сибири».
Прекрасные, точные слова находит Нестеров для краткой характеристики суриковской картины «Меншиков в Березове». Назвав Сурикова потомком Ермака, он делает лаконичный и емкий вывод: «В нем жили все его герои, каковы бы они ни были», - вот характеристика своего старшего собрата. Четко и ясно!
Как отдельный короткий рассказ, полный юмора и житейской остроты, воспринимается описание встречи за пельменями. Важное, значительное по смысловой нагрузке действие развивается по сюжетной канве как народная сказка, со всеми присущими ей атрибутами.
Очерк о Сурикове чрезвычайно интересен не столько широтой описываемых событий, сколько душевным трепетом самого автора, высоко ценившего творения старшего друга. И даже в том, как тонко обошел Нестеров последнее десятилетие жизни Сурикова, не рассказывая об их каких-то переломных моментах, чувствуется мастерство Нестерова-Писателя.
Тепло и чисто написан очерк-воспоминание о друге, с которым будет связан почти всю жизнь, о Васнецове. За точными деталями, за беглыми фразами встает исполинская фигура автора знаменитых «Трех богатырей».
По-писательски углубленно, по-дружески тепло написаны очерки о В.Г.Перове, Н.А.Ярошенко, польском художнике Яне Станиславском и, конечно же, о друге молодости замечательном художнике Исааке Левитане. У Нестерова было развито чутье не только на человеческие характеры, но и на значимость того или иного художника. Он разгадал б сущность многих судеб русских выдающихся художников, когда они были еще живыми, ходили рядом с ним, были буднично доступными. А ведь суждения о живых часто бывают ошибочными.
Статьи М.В.Нестерова, его письма, воспоминания, путевые заметки о заграничных путешествиях еще глубже раскрывают нам внутренний мир художника-реалиста, искателя смысла жизни, ее Правды.
Стиль, язык Нестерова в его автобиографических писаниях, может быть, у дотошных, утонченных эстетов вызовут замечания, но ведь художник стремился к точности передачи фактов и своего отношения к ним, а не к внешней словесной изощренности. Многие страницы, особенно из «Воспоминаний», не были в свое время отредактированы их автором. Однако и к языку Нестеров имел чутье немалое, он искал слова, строил фразы, доходя порою до собственного словотворчества.
Таков М.В.Нестеров.
Кактус цветет редко. Годами стоит он на подоконнике, колючий, невзрачный, неказистый... Но вот однажды ранним утром подойдешь к окну, и взору твоему предстанет изумительно нежный цветок. Всего один невиданно доверчивой красоты цветок на колючей веточке кактуса. Это - большое терпение воздается таким прекрасным цветком.
И так всегда и во всем...
Трудолюбивый наш земляк долго, терпеливо впитывал в себя всю безграничную сложность видимого мира, пропускал через нежное сердце и возвращал людям в правдивых, ласкающих взор красках. Художник Михаил Васильевич Нестеров, прожив долгую наполненную творческим вдохновением незаурядную жизнь, воплотил в своих картинах и дух старины, и вечную молодость Родины, и становление искусства советской эпохи. Его творчество явилось настоящим связующим мостом от старого мира к новому. Свидетель, дореволюционных событий, работавший рядом плечом к плечу, кисть к кисти с выдающимися и великими русскими мастерами, он успел еще захватить два с половиной десятилетия советского периода и стать душой молодого поколения новых художников. Его любили, прислушивались к словам русского патриарха мольберта и кисти. Он был интересен как личность, но более всего - своими замечательными картинами, чарующими нас до сегодняшних дней.
Имя нашего земляка с благодарностью будут произносить потомки, помня его трепетные краски на живописных полотнах, картинах, блестящих портретах Л.Толстого, В.Васнецова, И.Павлова, братьев Кориных, скульптора В.Мухиной.


первая страница »

Из воспоминаний Нестерова: "К моей матери я питал особую нежность в детстве, хотя она и наказывала меня чаще, чем отец, за шалости, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать проявляла ко мне так круто свою волю, что казалось бы естественным, что мои чувства как-то должны были бы измениться. И, правда, эти чувства временно переменились, но, однако, с тем, чтобы вспыхнуть вновь в возрасте уже зрелом. В последние годы жизни матери и теперь, стариком, я вижу, что лишь чрезмерная любовь ко мне заставляла ее всеми средствами, правыми и неправыми, так пламенно, страстно и настойчиво препятствовать моей ранней женитьбе и вообще искоренять во мне все то, что она считала для меня - своего единственного и, как она тогда называла меня, ненаглядного - ненужным и неполезным."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru