На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

"Великий уфимец". Статья Александра Филиппова о Михаиле Нестерове, продолжение

   
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
Осенний пейзаж   
Один из башкирских художников более молодого поколения Файзрахман Исмагилов выразил свое отношение к творчеству Нестерова так:
«Для меня нестеровские творения кажутся недосягаемой высотой. Картины его захватывают целиком и полностью воображение, они дышат величием, покоряют высотой мысли.
Работая над новыми картинами, отойду от мольберта, пригляжусь, подумаю: а как бы увидел он эту же, рисуемую моим воображением картину? Так, как я, или совершенно по-другому? Одобрил бы или нет? Становится страшно, что за спиной стоит великий земляк, пристально наблюдает... Как бы оценивает тебя, твою работу. И ощущение" это придает сил...»
Не так давно в пригороде Браззавиля, в Конго, я побывал в знаменитой на всю Африку и известной в мире школе молодых художников со странным названием «Пото-Пото». Вдоль выставленных для продажи картин, ярких и необычных, водил меня популярный и за пределами Конго негритянский художник Зигама. Несколько его эскизов я купил тогда, и сейчас они висят в моем рабочем кабинете. Они бесхитростны, эти картины, написанные акварелью на ватманской бумаге. В них нет терпеливого и мучительного поиска всевозможных оттенков красок и полутонов. Они написаны и не в манере примитивистов, и не в суровой требовательности реализма: несколько четких красок, например, черной с голубой и красной, и все на этом. Но в самой простоте есть нечто своеобразное, неповторимое, какое-то дыхание жгучей Африки.
Я спросил тогда у художника, какое из направлений в живописи ему ближе по духу: импрессионизм, абстракция или же сюрреализм? Совсем неожиданно для себя я вдруг услышал в ответ:
- Нет, - сказал Зигама, - главное - это реализм! Художник обязан передать правду о своем народе.
Невольно я удивился, ибо африканская живопись на первый взгляд далека от реальной действительности. Это, скорее, символика, нежели реально отображенный мир. На мой взгляд, сейчас так пишут примитивисты. Внимательнее вглядевшись в картины и рисунки, исполненные представителями школы «Пото-Пото», я понял смысл сказанного африканским художником: только внешняя видимость рисунка и линий носят характер символа, глубинный же смысл этих картин вполне реален, он отображает жизнь, думы и стремления народа.
Лучшие полотна Нестерова, выполненные по всем требованиям классических норм, внешне несут в себе некую мистическую символику. Тем не менее, они остаются проникновенно реальными.
Многие искусствоведы объясняют отход Нестерова к религиозным исканиям тем фактом, что якобы после поражения России в русско-японской войне и революции 1905-1907 гг. в стране наступил реакционный период подавления всего прогрессивного, живого, мыслящего. Это, мол, вынудило художника отойти от реальности, углубиться в мистику.
Действительно, как справедливо отмечает в предисловии к «Воспоминаниям» М.В.Нестерова издания 1985 года А.А.Русакова, в результате всех этих событий художник пережил глубокий духовный кризис, общественные потрясения подействовали на него с необычайной силой. Достаточно вспомнить в связи с этим признание самого художника, сделанное им в «Воспоминаниях», о том, с каким горьким чувством встретил он, будучи за границей, известие о падении Порт-Артура.
Однако нельзя согласиться с утверждением, что в этот период М.В.Нестеровым овладели «пессимистические взгляды на мир, вера в то, что единственное спасение России и русского народа - в религии, в поисках бога». Дело здесь гораздо сложнее.
В одной из своих статей - «Эскиз» - художник мельком говорит об этой стороне своего творчества, относя себя к «бессознательно носящему особые задания религиозных исканий».
Думается, именно поиск привел Нестерова к углубленной символике, за которой ясно видится живая душа человека. И вряд ли знающие творчество художника будут настаивать на каком-то уходе его от реализма, потому что многие картины на религиозные темы были или задуманы, или уже осуществлены им задолго до первой русской революции 1905 года. Та же картина «Святая Русь» к этому времени была завершена Нестеровым. В подтверждение ранее высказанного, что религиозная символика художника - это, прежде всего поиск народом святости, светлости, добра и счастья, можно остановиться хотя бы на одной из его картин - «Душа народа» («На Руси»), работать над которой он начал вплотную в 1914 году. А идея создания ее зародилась давно, еще в 1907 году. Подспудно работа продолжалась долго. Для нее было сделано множество подготовительных этюдов, эскизов, набросков, выполненных прекрасно по своему художественному воплощению. Объемные по форме, они - эти заготовки - представляются сейчас чуть ли не как самостоятельные произведения. Живописные рисунки русских женщин, мужиков, детей удивляют жизненной правдой, точной детализацией вплоть до самых-самых, казалось бы, мелочей.
Картину эту Нестеров закончил в 1916 году. Она вызвала бурные и разнообразные споры во всех кругах тогдашнего московского общества.
Нестеров изобразил на полотне конкретное место берега Волги, к которому медленно движется большая разноликая людская толпа. Это - русский народ всех времен и сословий. Здесь изображены царственная особа и рядовой солдат, мужики и бабы, монахи и монашенки, юродивый и девушка, среди них рельефно выписаны знакомые всему миру лица: Лев Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский. А впереди всех легко, будто бы по воздуху, ступает мальчик в крестьянской одежде. Он далеко оторвался ото всей остальной толпы, словно торопится обогнать всех, прибежать первым туда, куда влечет вечно ищущую душу. В одной его руке берестяной туесок, другая - плотно прижата к груди.
Совсем не случайно художник долго не мог остановиться на выборе названия этого грандиозного полотна. Первоначально он назвал ее «Христиане», затем - «Верующие», а глубинный смысл картины заключался вот в чем: одним из названий было и такое - «Алчущие правды». Вот тема не только этой картины, но и многих, многих других его полотен. По словам самого Нестерова, основная ее мысль соответствует евангельскому тексту: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тки насытятся». В одном месте в «Воспоминаниях», говоря о журнале «Новый путь», художник глубоко раскрывает себя. Одной фразой сказано чрезвычайно многое: «...тогда группа интересных писателей, казалось, найдет новый путь к познанию России, россиян, их скрытых дум, заветных чувств, мыслей. Откроет тайну, давно утерянную, как любить божеское и человеческое».


продолжение »

"В нестеровском пейзаже воплотились пронзительное ощущение родины, поэтическое и возвышенное представление художника о своей земле и ее скромной, неброской красоте, щемящая душу одухотворенность природы. Сам художник говорил, что всегда ищет «живую красоту в природе, в мыслях, сердце» и что его цель в искусстве это «живые люди, живая природа, пропущенная через чувство, словом, опоэтизированный реализм»."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru